Мне всегда было интересно знать не только ответ на вопрос: «что происходит?», но и на вопрос: «а почему это происходит?». И поэтому - на мой взгляд - книга Ольги Самоваровой «Время управлять по-русски» - это не просто ещё одна книга по менеджменту, дающая практичные советы управленцам разного уровня, но, думаю, это одновременно и начало отдельной ветви менеджмента, возможно, даже новая школа управления. Школа управления, учитывающая нашу национальную специфику и объясняющая факты, принимаемые на сегодня как аксиомы от западных «гуру» или вообще не учитываемые в практике российских компаний.
Опираясь на свой более чем 25-летний живой опыт работы в российских, американских и корейских компаниях и изучив теоретическую основу вопроса при написании кандидатской диссертации по менеджменту, могу сказать, что «Время управлять по-русски» - это точно сформулированная и хорошо структурированная идея, подкреплённая научной базой и облаченная в форму практических рекомендаций.
Очень надеюсь, что Ольга со своей командой продолжит свои научные изыскания в нахождении наиболее эффективных инструментов управления, применимых и дающих наиболее эффективный результат именно на российской почве.
И что должно быть особенно интересно для конкретных РОССИЙСКИХ предприятий, так это то, что данный подход к управлению, на мой взгляд, очень хорошо монетизируется. Транснациональные корпорации давно это поняли и активно применяют в своих управленческих практиках национальную специфику, повышая тем самым свою эффективность. Правда, делают они это, в отличие от предлагаемого Ольгой подхода, на базе собственного эмпирического знания, а не базируясь на научно обоснованной теории. Это формализует подход, упрощая его применение на практике, но при этом сильно ограничивает его потенциал в нашей быстро меняющейся современной среде. Появление же теории управления, построенной на национальном менталитете и понимании разного смысла процесса управления - разного в России, в Канаде или в Корее, дает существенное конкурентное преимущество тем, кто строит свою компанию на такой научной основе и с учётом своей же национальной специфики.
Я бы сказал, что пора уже нам думать самостоятельно, зная и используя лучшие зарубежные практики, беря из них самые подходящие нам элементы, но не тратя время, нервы и деньги на бесполезные для нас, хотя и часто выглядящие красиво, инструменты западной и/или восточной модели управления. Дальнейшее развитие данной темы и ее приземление на российскую почву обязательно даст большой задел на будущее и поможет каждой российской компании понять свою специфику, а в итоге - использовать именно свой потенциал максимально эффективно.
«Время управлять по-русски» - очень интересное, а главное - очень своевременное исследование. Это - практическое руководство к действию, которое вы просто обязаны использовать на благо своей компании и России.